Чайная церемония

Японская чайная церемония

Чайная церемония (по-японски тяною) относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам. Тяною - строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая - тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют.
Эстетика тяною, его утонченный ритуал подчиняются канонам дзэн-буддизма. Согласно легенде, она берет свое начало из Китая со времен первого патриарха буддизма Бодхидхармы.


Однажды, сидя в медитации, Бодхидхарма почувствовал, что глаза его закрываются и против воли его клонит ко сну. Тогда, рассердившись на себя, он вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте вскоре вырос необычный куст с сочными листьями.

Позже ученики Бодхидхармы стали заваривать эти листья горячей водой - напиток помогал им сохранить бодрость. В действительности чайная церемония возникла в Китае задолго до появления буддизма. Согласно многим источникам, ее ввел Лао-цзы. Именно он где-то в V в. до н.э., свидетельствуют сказания, предложил ритуал с чашкой "золотого эликсира". Этот ритуал процветал в Китае вплоть до монгольского нашествия.

Китайцы свели церемонию с "золотым эликсиром" к простому завариванию подсушенных листьев чайного куста. (Именно этот метод дошел до нас.) Японцы же, удачно избежавшие монгольского завоевания, продолжали культивировать искусство чаепития, дополняя его особыми манипуляциями.


Чайная церемония - непременный атрибут встреч японских философов и художников. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, рассматривались произведения искусства. Для каждого случая подбирались букеты цветов и специальная посуда для заварки напитка. Постепенно такая процедура захватывала и другие слои общества. В XVI-XVII вв. она стала популярной среди японской аристократии, самураев.

Современная японская чайная церемония -  "Тя-но ю", ведёт своё начало со торой половины XVI века (период Монояма) и именно - с "чайного мастера" Сэн-но Рикю. "Тя-но ю"- не просто стилизованная манера наслаждения чаем. Сформировавшись под влиянием дзэн-буддизма, церемония служит очистке души через единение с природой. Истинное содержание чайной церемонии можно выразить такими словами, как спокойствие и невозмутимость, простота и безыскусственность, изящество и элегантность, а также "эстетика суровой простоты и утончённой нищеты".

Строгие каноны этикета "Тя-но ю", кажущиеся на первый взгляд обременительными и излишне педантичными, на самом деле так расчитаны, что сводят все действия к минимуму. Церемонии под руководством опытного мастера вызывают наслаждение. Они играют важную роль в художественном воспитании японцев. "Тя-но ю" учит любоваться декором помещения, в котором проходит церемониал, в частности, повешенным на стену свитком с рисунком или аранжировкой цветов в букете, прилегающим садом, посудой, в которой подаётся чай.

В наше время искусством чайной церемонии активно занимаются женщины. Чайные церемонии проводят не только в чайных павильонах, но и в домах, в одной из комнат.

Переходившее из поколения в поколение учение Сэн-но Рикю видоизменялосьв каких-то деталях различными школами, которых достаточно много в современной Японии. В числе самых известных - школа Урасэнкэ в Киото....

И всё же классическая церемония сохраняет свои каноны и своё особое место не только в духовной, но и в государственной жизни Японии. По сей день программы визитов в страну Восходящего Солнца высоких иностранных гостей включают знакомство гостя с уникальной японской чайной церемонией.

Подготовительные действия

"Тя-но ю" - это полная презентация чая вместе с приёмом пищи. Как при подготовке любой чайной церемонии, хозяин может потратить не один день на то, чтобы довести церемонию до совершенства. Чай служит средством признания того, что уникален каждый человеческий контакт, который не повторится и не может повториться вновь в том же виде.Следовательно, участники церемонии должны насладиться всеми её аспектами.


Церемония проходит в комнате, специально устроенной и предназначенной для чая. Она называется "тясицу". Обычно это - комната в чайном домике в саду, вдали от жилого дома.

Гостей  проводят в "матиаи" (комната ожидания). Там "ханто" (ассистент хозяина) предлагает им "сайю" (горячую воду для приготовления чая). Находясь там, гости выбирают одного из участников своей группы на роль главного гостя. После этого "ханто" ведёт гостей, главный гость - непосредственно за ним, в орошеный водой сад, в котором нет цветов. Он называется "ройи" (место росы). Здесь гости освобождают себя от земной пыли. Они затем садятся на "косикак матиаи" (скамью ожидания), ожидая приближения хозяина, который имеет официальный титул "тэйсю" (глава дома).

Непосредственно перед тем, как принять гостей, "тейсю" наполняет свежей водой "цукубай" (каменная чаша), расположенный среди нижележащих камней. Набрав ковш воды, "тейсю" омывает свои руки и рот и затем проходит через "тямон" (средние ворота), чтобы приветствовать поклоном своих гостей. При этом не произносят никаких слов. "Тейсю" ведёт "ханто", главного гостя и остальных (именно в этом порядке) через "тямон", как символ двери между грубым физическим миром и духовным миром чая.

"Ханто" и гости очищаются у "цукубай" и входят в чайный домик. Сдвигающаяся дверь имеет высоту лишь 36 дюймов (91 см). Поэтому все, кто проходит через неё, должны наклонить голову и присесть. Эта дверь подчёркивает реальность того, что в чае все равны, независимо от статуса и социального положения. Последний, проходящий через дверь, закрывает её.

Чайный домик

Комната лишена какого-либо декора, если не считать алькова, называемого "токонома". В алькове повешена тщательно выбранная хозяином "какэмоно" (картина на свитке), которая раскрывает тему церемонии. Буддийское изречение-иероглиф на свитке, выполненное рукой автора, называется "бокусэки" (следы чернил). Каждый гость выражает по очереди своё восхищение свитком, затем осматривает "кама" (чайник) и очаг ("фуро" - переносная печь и "ро" - печь, вмонтированная в пол на зиму для тепла), который был подготовлен непосредственно перед встречей гостей. Затем они садятся соответственно их месту на церемонии.

Садится сам хозяин, и происходит обмен приветствиями, в начале - между хозяином и главным гостем, затем - хозяином и другими гостями. В холодный сезон разжигают огонь на древесных углях "ро", в тёплый - в "фуро", причём делают это после приёма пищи. В "ро" в огонь добавляют смесь благовоний, в "фуро" - благовония сандалового дерева.

Вкушение пищи

Каждому гостю подают угощение, называемое "тякайсеки". Угощение подаётся на подносе вместе с новыми палочками из кедра и состоит из трёх блюд. На подносе стоит керамическая миска отваренного белого риса, который едят с другими блюдами, суп "мисо", подаваемый в закрытых ламинированных плошечках, и рыба - в натуральном виде или маринованная либо маринованные овощи на керамическом блюде.

Подают саке (японскую "водку"). Первое блюдо называют "хасиарай" (омовение палочек). "Нимоно" (овощи, отваренные в бульоне) в индивидуальных закрытых лакированных плошках. "Якимоно" (приготовленные на гриле кусочки) подаются порциями на керамических тарелках. Каждому гостю предлагают новые порции риса и супа. На протяжении всего этого хозяин может есть, если он так решит. Затем область рта очищается приёмом "косуимоно", обычного прозрачного бульона, подаваемого в закрытых лакированных плошечках.

Следующее блюдо имеет название выражающее преклонение перед природой. Называется оно "хассан", что одновременно обозначает простой деревянный поднос, используемый для подачи этого блюдя. Само блюдо состоит из "уминомоно" и "яманомоно" (морепродукты и пища гор соответственно), что символизирует изобилие моря и земли. Хозяин ест это блюдо, и каждый гость наливает ему саке. Положение обслуживающего лица считается более высоким, и для того чтобы сделать всех равными в чайной комнате, каждый, пусть даже на какой-то момент, выступает в роли хозяина.

В маленьких керамических плошечках подают "кономоно" (ароматические вещества) и подают кувшин с обжаренным рисом в солёной воде, символизирующий последний рис. Каждый из гостей протирает принесённый с собой мягкой бумажной салфеткой посуду, которой он ползовался. Подают "омогаси" (главное сладкое блюдо), и этим завершается трапеза. Хозяин затем приглашает гостей выйти в сад или в комнату ожидания, пока он будет готовиь чай.
Как только гости вышли из комнаты, хозяин убирает свиток и на его место помещает цветы. Комнату подметают и расставляют посуду для приготовления "кой тя". Для этого используют более тринадцати предметов. Каждый из них - дорогой и рассматривается как произведение искусства.

Духовный мир чая

Во время чайной церемонии вода представляет собой "ин", а огонь в жаровне - "ян". Воду держат в приземистом кувшине (он больше похож на котелок или кастрюлю), называемом "мязусаси". В этот керамический кувшин наливают свежую воду, символизирующую чистоту, и её касается только хозяин. "Маття" хранится в небольшом керамическом контейнере, называемом "тячре", который в своюередь помещён в "сифуку" (кисет из тонкого шёлка) и располагается перед "мязусаси". По обстоятельствам выбирается тип "танс" (подставка) для размещения подобранных предметов.

В случае, если чай подаётся в дневное время, звучит гонг, в вечернее - колокол. В гонг удараяют или звонят обычно пять-семь раз, и это означает, что гостей приглашают обратно в чайный домик. Они вновь совершают омовение рук и полости рта и в прежнем порядке входят в домик. Они любуются цветами, чайником, очагом и рассаживаются.

Входит хозяин с "тяван" (чайная миска), внутри лежат "тясен" (метёлочка для размешивания чая) и "тякин" (чайная салфетка из отбеленного льна для протирания миски), а наверху поперёк лежит "часяку" (изящный бамбуковый совочек, используемый для засыпки чая). Всё это раскладывается около кувшина с водой, который представляет собой солнце (символ "ян"), тогда как миску представляет луну ("ин"). Выйдя в подсобную комнату, хозяин возвращается с "кянсуи" (миска для использованной воды), "хисяку" (бамбуковый ковшик для воды) и "футаоки" (зелёная бамбуковая подставка для крышки чайника). После этого он закрывает дверь в подсобную комнату.

С помощью "фукуса" (тонкая шёлковая ткань), как выразителя духа хозяина, он протирает контейнер с чаем и совочек. Глубокое значение придаётся тому, как хозяин внимательно рассматривает, складывает и держит в руках "фукуса", по мере нарастания его состояния концентрации и погруженного созерцания. Горячая вода наливается ковшиком в чайную миску, метёлочка споласкивается, чайная миска опорожняется и потирается салфеткой.

Подняв перед собой чайный совочек и контейнер с чаем, хозяин насыпает в "тяван" чай из расчёта три совочка на гостя. Затем он ковшиком наливает из чайника в "тяван" горячую воду в количестве, достаточном для того, чтобы метёлочкой создать жидкую кашицу. Затем добавляет ещё воды с тем, чтобы превратить кашицу в хорошо размешанную насыщенную жидкость, напоминающую по виду гороховый суп. Остаток воды в ковшике выливает обратно в чайник.

Хозяин передаёт мисочку с чаем главному гостю, который, принимая её, кланяется. Гость поднимает мисочку и поворачивает в руке, любуясь ею. Затем гость отпивает немного чая, вытирает край мисочки и передаёт её следующему гостю, который поступает так же, как и главный гость.

Когда все гости отведали чай, мисочка возвращается к хозяину, который споласкивает её. Он споласкивает и метёлочку, а также протирает совочек и контейнер для чая.

Совочек и чайный контейнер передаётся гостям для осмотра. Начинается обсуждение этих предметов и других уместных случаю тем.

Подготовка к уходу

Вновь разжигается огонь для "уса тя" (жидкий чай). Этот чай освежает полость рта и символически подготавливает гостей к тому, чтобы покинуть духовный мир чая и вернуться в физический мир. Затем предлагаются сигареты, хотя редко кто закуривает в чайной комнате. Это всего лишь сигнал к тому, чтобы расслабиться.

Гостям предлагается "сабутон" (подушечки) и "тибури" (обогреватели рук). К "уса тя" подают "хигаси" (сушёные сладости). Пригатавливают "уса тя" как и "кой тя", только кладут меньше чайного порошка и порошок при этом используется не столь высокого качества, и его берут из деревянного контейнера в форме финика, называемого "насяуме". Чайная мисочка в этом случае более нарядная, а гостям этот напиток подаётся в индивидуальных плошечках.

В конце гости выражают свою высокую оценку чая и своё восхищение искусством хозяина. Они уходят, и хозяин смотрит им вслед у двери чайного домика."

Китайская чайная церемония

В переводе с  китайского чайное действо  звучит как "ЧА-И", что означает "искусство чая". ГУНФУЧА переводится как время, затраченное на постижение чая, сокращенно «чайное мастерство».


Самое раннее упоминание этого термина в Китае связанно с литературным эссе автора Юань Мэя от 51 года правления цинской династии. Юань Мэй путешествовал осенью в горах У-и. Там он посетил для отдыха один из местных буддийских монастырей. Для восстановления физических сил и укрепления состояния духа, он был угощён горным чаем.

Под впечатлением процесса заваривания чая в чайнике из глины местности Янсянь (Исин), вкусовых ощущений приготовленного напитка, Юань Мэй написал: «…обращение монаха с заваркой и чайной посудой очень впечатлило: движения были точными, в них не было ничего лишнего. Он не старался мне, как высокопоставленному лицу, угодить, и это тоже отражалось в действах монаха. При всей мягкости и простоте движений рук – они были незримо сильны внутренним движением, и чай получился таким же. Я увидел и ощутил настоящее мастерство заваривания чая - «гунфу-ча».

Нет ничего постоянного, кроме самих перемен. Силы Инь и Ян, «+» и «–», постоянно сменяют друг друга, взаимоопределяя и дополняя друг друга. Символический смысл этого ‘ритуала’ выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян, при использовании тайваньского способа чаепития.

ГУНФУЧА формирует особую атмосферу и утонченное настроение. Предметы, окружающие вас во время чаепития, приятны для глаз, музыка услаждает слух, и в чайное действо включаются детали. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение для правильного протекания чаепития. 

У каждого мастера ГУНФУЧА есть свой опыт, свое умение, свои приемы. Можно сказать, что чай способствует зарождению атмосферы, а мастер ее структурирует.

Для Чайной Церемонии используют все виды чаев. Отличительной особенностью же чая Улун является выраженная возможность насладиться всеми четырьмя "особенностями" чая: ароматом, цветом настоя, вкусом чая, и формой листа.

Для того, чтобы взаимодействие с чаем было более полным и глубоким, в чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в "Чайную коробочку" - Чахэ; с ее помощью участники чаепития имеют возможность "познакомиться" с чаем.

Для каждого человека выставляется две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка (Сянбэй) предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка (Пинъбэй) - для наслаждения цветом и вкусом чая.

Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку (Бэйчжань). Это удобно для наливания чая и формирует композиционное единство чашек. При проведении чайной церемонии кроме чайника-заварника (Чаху) применяют также сливник (Чахай), что означает "Море чая". По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе.

Чайные пары, заварник и сливник обычно устанавливаются на чайную доску (Чапань). Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, смыть аромат предыдущего чая с чашек, для того чтобы дать толчок развития чаю.

Вода, используемая для приготовления чая, едва ли не самый важный элемент всего действа. Для заварки чая мы используем только родниковую воду. Она варится на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности кипятка.

Вторую и последующие порции заливают в заварник по мере выпивания чая, а настой переливают в чахай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития.

Приподняв высокую чашку ее подносят к носу, закрывают глаза и вдыхают аромат, настраивая свое восприятие. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями. Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. При повторных заливках можно увеличивать время настаивания чая. В промежутках между заливками можно с удовольствием наблюдать метаморфозы, происходящие с чайными листьями.

Чаепитие просто не может быть суетливым. За чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания приходит ощущение, что человек способен осознать себя и достичь того, что ему нужно в жизни, или можно наслаждаться минутой, или углубиться в собственные мысли (гунфуча – прекрасный антураж для таких мыслей) – в такие моменты человек хозяин себе и своим мыслям – часто ли случается такое в нашей жизни? 
 
Информация подготовлена при использовании материалов статей о культуре и истории Японии и Китая